Задача с неизвестными

Как стало известно из источника, близкого к руководству Общественной палаты Иркутской области, второй доклад о положении гражданского общества опубликован не будет -- просто потому, что не будет подготовлен.

Причина банальная: нет денег. Официально никто из сотрудников аппарата и членов

палаты не смог ни подтвердить, ни опровергнуть эту

информацию, так что остается предположить, что она близка к

истине...

Казалось бы, почему бы не поверить в лучшее и не

предположить, что информация ложная, доклад -- единственный

всеобъемлющий и общедоступный документ, описывающий

положение общественных организаций, -- готовится. И будет

явлен миру, когда придет его время.

Увы, как раз в хорошее верить повода нет: если бы доклад

готовился, как раз сейчас в Общественной палате должен быть

дым столбом, раскаленные телефоны и бешеный информационный

обмен через Интернет. Ничего этого нет: аппарат палаты

пребывает в полном покое и даже не сразу понимает, о каком,

собственно, докладе идет речь.

Стоит, вероятно, напомнить, что первый (и, похоже,

последний) доклад был представлен на суд общественности 22

мая 2009 года. По форме это был очень большой и довольно

небрежно обработанный социологический опрос, в котором

приняли участие 1100 человек, поделенных на три группы:

население области, члены некоммерческих организаций (НКО) и

эксперты.

Группа экспертов состояла из девяти категорий специалистов,

в числе которых в докладе были упомянуты руководители

органов государственной власти, представители политических

партий, прошедшие на последних выборах в Законодательное

собрание, ректоры иркутских вузов, бизнесмены, директора

институтов Иркутского научного центра Сибирского отделения

Российской академии наук, общественные деятели. Для более

равномерного представления оценок и мнений в опросе приняли

участие жители всех 14 городов области и 14 сельских

районов.

Сразу после публикации те немногие, кто все-таки осилил

полный текст доклада, высказали в адрес редакционной группы

ряд замечаний. В частности, не соответствовало

действительности количество общественных организаций, не

рассматривалось сразу несколько направлений общественной

активности, а весь доклад в целом не содержал в себе анализа

ситуации -- это был просто набор мнений и разрозненных

фактов, не складывающихся в единую картинку. Доклад, если

говорить образно, сыграл роль ширмы, заслонившей от органов

власти реальное положение дел в области. Не этим ли

объясняются промахи, допущенные "партией власти" во время

мартовских выборов 2010 года?

Общественная палата Иркутской области, как и все сходные

формирования в стране, состоит из людей, имеющих богатый

опыт работы в органах власти, политических партиях,

спортивных и общественных объединениях. Этот опыт,

безусловно, имеет большое значение, -- но с каждым годом оно

становится все меньше: общество объединяется по новым

принципам, вокруг новых лидеров и совершенно иначе

взаимодействует с властью и бизнесом. Элементы гражданского

общества по-новому сочетаются друг с другом, образуя

коалиции и объединения, имеющие, подобно трансурановым

элементам таблицы Менделеева, совершенно разные периоды

полураспада и интенсивность "радиоактивного излучения".

Чего стоят одни только социальные сети и блоги, о которых

большинство членов палаты, вероятно, вообще не имеет

представления. Благодаря блогам общественности удалось

добиться справедливости в деле о "живом щите" на Московской

кольцевой автодороге (уволен командир полка ДПС), предать

огласке дело об убийстве в вытрезвителе томского журналиста

(отправлен в отставку начальник ГУВД области), поставлена

под сомнение официальная версия ДТП с участием

вице-президента "ЛУКойла" (заправкам компании объявлен

бойкот, имиджевые издержки учету не поддаются).

Попытки отмахнуться и заявить, что нас это не касается, ибо

происходит где-то далеко, больше не принимаются.

Двухтысячный (как минимум) митинг в защиту Байкала 13

февраля был собран за счет рассылки сообщений через

интернет-сайты и размещение анонсов в блогах -- в

традиционных СМИ информации было крайне мало. Победа на

выборах в Иркутске члена фракции КПРФ в Законодательном

собрании Виктора Кондрашова и лидерство в предвыборной гонке

(вплоть до момента снятия) члена фракции "Единая Россия"

самовыдвиженца Антона Романова в значительной части

обусловлены тем же фактором.

Форма подачи информации, акценты, расставленные авторами

сообщений, лексика, используемая в общении, могут шокировать

неподготовленного человека -- точно так же, как селевой

поток со стопроцентной гарантией собьет с ног любого

встречного. Стихия, похоже, уже разрушает рамки,

установленные обществом и государством: теперь не в

Интернете обсуждают новые фильмы и передачи -- телевидение

делает сюжеты, черпая темы из верхних строчек рейтинга

блогов.

Самое же главное здесь то, что Интернет оказался действенным

способом напрямую достучаться до самого президента: Дмитрий

Медведев примерно раз в месяц напоминает главам региона о

том, что личный блог -- хороший способ поддержания обратной

связи с населением, а регулярный просмотр местных форумов

даст более глубокое понимание ситуации, чем составленные

предвзятыми чиновниками аналитические записки. Из нескольких

тысяч поручений, данных президентом правительству и

региональным властям, как минимум десятка полтора появились

как реакция на самые оживленные дискуссии в Интернете.

Теперь зайдите на сайт Общественной палаты. Новости: самая

свежая -- двухнедельной давности. Мероприятия: традиционные

(встречи, круглые столы, конкурсы), большая часть связана с

органами власти или инициированы ими, а самое главное -- ни

одного действительно актуального. Общественная палата,

вопреки тому, что записано в областном законе о ней, редко

занимается экспертизой законов; не обращает внимания на

муниципальные выборы; полностью игнорирует проблемы

Байкальска и его градообразующего предприятия; очень

косвенно, на примере одной социальной группы, участвует в

обсуждении безработицы.

Словосочетание "экономический кризис" не упоминается ни разу

(кнопка "поиск" на сайте отсутствует в принципе). В рубрике

"СМИ о палате" восемь публикаций за весь 2009 год,

четырнадцать -- за 2008-й. И все. За весь 2009 год палата

сделала одно благое дело -- подготовила базу данных

действующих в области общественных организаций и вместо

того, чтобы выложить ее в свободный доступ, опубликовала в

собственном "Вестнике". Тираж издания, если ничего не

изменилось, составляет 200 экземпляров. С таким же успехом

базу можно было обернуть в три слоя полиэтилена и зарыть в

саду под кривой яблоней.

Палата, если верить статье 1 закона о ней, создана "в целях

обеспечения взаимодействия граждан Российской Федерации,

проживающих на территории Иркутской области, с органами

государственной власти Иркутской области и органами местного

самоуправления муниципальных образований области, для учета

потребностей и интересов граждан, защиты их прав и свобод,

прав общественных объединений, иных объединений граждан,

осуществляющих деятельность на территории области, при

формировании и реализации государственной политики в

области, решении наиболее важных вопросов экономического и

социального развития области...". Прекрасный набор -- если бы

он еще реализовывался.

Пока ОП ИО живет по принципу "ни богу свечка, ни черту

кочерга": не оказывает никакого влияния на работу

общественных организаций, не представляет интереса для СМИ,

не помогает органам власти. Звание члена ОП, которое в

теории могло иметь не меньший вес, чем звание депутата

областного парламента, сегодня просто никому ничего не

говорит.

Вероятно, члены палаты ответят что-то вроде "сколько денег

-- столько песен". Придется напомнить, что они приняли на

себя дополнительный груз общественных работ, заранее зная,

что этот труд не оплачивается. Требование выделить деньги на

подготовку доклада означает лишь то, что в лучшем случае

Иркутская область получит очередную пачку листов, покрытых

диаграммами и таблицами, без комментариев, анализа и

рекомендаций.

Главное, чего не хватает такому докладу, так это конкретной

информации, с названиями, именами лидеров, адресами и

краткой справкой о каждой организации или хотя бы о каждом

направлении общественной деятельности. Между тем многие

члены палаты -- действующие преподаватели вузов, и, просто

раздав студентам задания подготовить к определенному сроку

доклад о той или иной организации (адреса можно взять из

телефонного справочника), уже через две недели они имели бы

на руках огромное количество информации. Только успевай

обобщать...

Борис Самойлов,



улан-удэ
Авторские экскурсии
ТГ